Новости
5 декабря 2017, 22:14

Светлана Домбровская: Театр формирует личность

Иркутское театральное училище отметило 55-летие. За это время квалификацию «актер» здесь получили более 1 тыс. человек. Выпускники училища работают в театрах от Камчатки до Калининграда, а также в ближнем зарубежье. Пять лет назад учебное заведение возглавила заслуженный работник культуры РФ Светлана Домбровская. В интервью газете «Областная» она рассказала о прошлом, настоящем и будущем альма-матер артистов Приангарья.

– Светлана Ивановна, какое место занимает наше училище в театральном пространстве России?

– На сегодняшний день в России всего три театральных училища – в Иркутске, Нижнем Новгороде и Казани. Все остальные модернизировались и стали театральными вузами. На первый взгляд, это хорошо, однако специалисты в области театроведения считают, что это не так. Молодому человеку, еще не обремененному социальным опытом, проще овладеть актерской профессией, ведь театр – это искусство веры. А тому, кто не способен поверить в чудо, там делать нечего. Ведь если разобрать театр по косточкам, то кажется глупо и смешно, когда взрослые тети и дяди изображают тех, кем не являются. Именно среднее образование дает мастерство и профессию, а высшее – больше причесывает мозги.

– Театральное училище – не совсем обычное учебное заведение…

– Наши дети приходят к 9.00, до обеда у них идут дисциплины, потом 40 минут перерыв, и начинается мастерство актера, которое по расписанию заканчивается в 18.00. Причем если вы придете сюда в 18.30 , то увидите, что в окнах горит свет, и все занимаются. Вечером же главная задача дежурного педагога – чтобы никто не остался здесь на ночь репетировать какую-нибудь особенно сложную сцену.

– А что, были прецеденты?

– История училища знает случаи, когда студенты репетировали допоздна, и в связи с отсутствием ночью общественного транспорта оставались ночевать здесь. Кстати, и наши педагоги не отделяют работу от своей жизни. Ни разу никто не сказал мне: «Я в воскресенье репетировал, можно завтра возьму отгул?». Они помогают студентам стать личностями и обрести профессию. Мне часто задают вопрос: «Что же вы балуете студентов? Ведь актерская среда жестока. Это конкуренция, интриги, иголки в пуантах, а вы тут с ними сюсюкаетесь». Но я совершенно уверена, что у человека должен быть период, во время которого он находится в пространстве любви и принятия. Это может быть в семье или учебном заведении, но этот период должен быть. Он как прививка от мерзости, ведь если жизнь начнет его бить, такой человек будет считать, что это не он плохой, а обстоятельства так сложились, мобилизуется и выйдет из ситуации победителем.

– Кто ваши студенты?

– Примерно 70% – это ребята со всей Иркутской области. По возрасту мы принимаем выпускников девятого класса, а также девушек до 23 и юношей до 25 лет. К нам каждый год поступают выпускники институтов, а также молодые люди после армии. Поэтому курсы у нас разновозрастные, что удобно для работы и хорошо для спектаклей. На сегодняшний день в училище 96 студентов. Каждый год мы набираем до 30 человек, из них 15 – на бюджетные места, но документы на поступление обычно подают более 100 человек.

– Кто же учит ребят актерскому мастерству?

– Всего у нас 47 педагогов, и все эти люди являются частью театрального пространства Иркутска. Когда мы готовились к юбилею, то выяснили, что в иркутских театрах не менее 70% труппы – наши выпускники.

У нас набирают курсы очень интересные мастера, в частности главный режиссер театра кукол Юрий Уткин, который ставит спектакли не только в Иркутске, но и в городах России. И все интересные люди, которые приезжают ставить или играть в «Аистенок», приходят к нам с мастер-классами. Руководителем второго курса по специальности «Актер музыкального театра» является главный режиссер Иркутского театра им. Н.М. Загурского Анна Фекета, и, соответственно мы вовлечены и в жизнь руководимого ею учреждения. Другой наш педагог – Александр Булдаков – работает в Иркутском драмтеатре, и если там происходит что-то интересное, мы тоже в курсе событий. Еще у нас работает Галина Родина, которая, на мой взгляд, является лучшим речевиком в пространстве от Сибири до Урала. Кстати, две трети наших педагогов – члены Союза театральных деятелей.

– Как вашему учебному заведению удается сохранить свои традиции, ведь жизнь не стоит на месте?

– Один из секретов в том, что многие педагоги – наши бывшие студенты. Они берут за основу все то хорошее, что здесь усвоили, и наполняют своей творческой энергией, не ломая сложившийся уклад. Это, например, наш выпускник, мастер спорта по фехтованию Денис Луценко, который преподает сценическое движение. Музыкальный педагог Оксана Шестакова может из ничего сделать музыкальную программу. А старейший преподаватель Надежда Сергеевна Арно, прыгая на скакалке, читает скороговорки лучше, чем ее ученики.

– Нужен ли училищу грядущий переезд в бывшее здание кинотеатра «Гигант»?

– Тому зданию, где мы находимся сегодня, более 100 лет, и оно нуждается в ремонте. У нас очень тесно, поэтому мы не можем в полной мере использовать потенциал учебного заведения. А ведь могли бы работать с детскими и любительскими коллективами, учить гримеров, бутафоров, но все упирается в недостаток площадей. На наших спектаклях всегда аншлаг, но мы не можем показывать их в режиме театра, ведь у нас всего три большие аудитории, и практически все предметы четвертого курса идут в зрительном зале. А мне кажется, что Иркутску очень не хватает студенческого театра, ведь в большинстве крупных городов помимо четырех традиционных театров – драматического, кукол, музыкального и ТЮЗа – есть еще 10–20 разных направлений и форм собственности.

– И не обязательно театры должны работать на профессиональной основе?

– На мой взгляд, в наше сложное время театр должен быть в каждой школе. Сегодня дети не верят своим родителям. Они их любят, но считают, что сформировавшееся в советское время поколение ничего не понимает в жизни, и его только пожалеть нужно. Современный молодой человек лучше Васю в подворотне послушает, чем папу и маму. Но ведь любовь, ненависть, предательство – все большие и малые человеческие проблемы и радости не теряют актуальности. И все это есть в тех произведениях, которые ставят в театре. И если в твоей жизни еще не было любви, но ты сыграла Джульетту и прониклась ее образом, тебя никто не разубедит в том, что это чувство есть. И ты не будешь встречаться с кем попало, а будешь ждать своего человека. Когда ты проживаешь чью-то судьбу, проверяешь ее на себе, то получаешь жизненный опыт, пусть и не по-настоящему, но это для тебя более убедительно, чем слова родителей. То же происходит, когда ты сидишь в зале. В этом великая сила театра. Наши студенты тоже воспитываются через образ, который они играют. Они могут даже не стать великими актерами, зато они наверняка станут хорошими людьми. Если мы можем создавать условия, чтобы душа крепла в любви и добре, то это дорогого стоит.

– Кстати, в этом смысле спектакли в Иркутском театральном училище особенно убедительны, хотя, казалось бы, артисты совсем еще «зеленые»…

– Наверное, все дело в том, что они пока не получают за это заработную плату. Они не играют, а живут на сцене и верят своим горячим юношеским сердцем в то, что делают. И штампами они пока не успели обзавестись. Недавно Дмитрий Акимов поставил у нас спектакль по трилогии «Братья Карамазовы» – «Брат Алеша», главную роль в котором исполнил Алексей Орлов. Артист был поражен тем драйвом, который он получил, ведь настолько искренними были ребята, которые играли с ним в спектакле.

– Когда вы переедете в новое здание?

– В ближайшие два года будем приводить это помещение ко всем требованиям образовательного стандарта. Сейчас готовим техническое задание для проектно-сметной документации. Замечательно, что там уже есть залы с хорошими акустическими данными – это условие было обязательным для советских кинотеатров. Кроме того, в новом помещении будут оборудованы балетные классы, ведь мы уже готовим документы на лицензирование новой специальности «Искусство балета». Проект будет разработан в 2018 году. Пользуясь случаем, мне бы хотелось поблагодарить губернатора Сергея Левченко, который лично принял участие в решении этого вопроса. Теперь наши чаяния связаны с родным министерством, проект, как вы понимаете, финансово емкий…

– А что будет со старым зданием?

– Я надеюсь, что здесь откроется молодежный театр, который будет работать в постоянном режиме. Тут и сцена намоленная, и наш мясник обидится, если мы отсюда уедем.

– Какой мясник?

– Говорят, что в здании, где мы находимся, была мясная лавка, а сам хозяин жил наверху. Он разорился и повесился в комнате, где сейчас аудитория № 9, поэтому мясник – это наше приведение или домовой, не знаю как более точно сформулировать. Конечно, это только легенда, но очень в духе театра.

Автор: Елена Орлова
comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg