Новости
12 апреля 2018, 04:01

Умная школа – точка роста, а не кардинальная революция!

Одним словом – школа. Двумя словами – образовательный комплекс, семью словами – образовательный комплекс «Умная школа» с поселком приемных детей… Так просто описывает проект руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марк Наумович Сартан.

Большой современный комплекс на берегу иркутского водохранилища уже вовсю строится, но для многих остается загадкой: как и чему будут учить наших детей? Зачем школе поселок приемных семей, и какими станут выпускники «Умной школы»?

Ответы на вопросы мы искали у Марка Сартана и научного руководителя проекта, директора Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» Марины Ростиславовны Битяновой.

– Можно ли сказать, что современная система образования в стране никуда не годится?

М.Н. – Лучше сказать по-другому! Система образования в стране – со своими сложностями, но развивается. Например, в направлении деятельностного подхода. Ведь этот подход задумывался еще сто лет назад и активно разрабатывался советскими классиками педагогики. Образование школьное, тем не менее, от деятельности часто отходило в сторону пассивного усвоения знаний. Школа была ориентирована на предметно-результатный подход.

Но сегодня необходимость «образования в деятельности»  прописана в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).

И всё сегодняшнее образование нацелено на целый спектр образовательных результатов: не только предметных, но и мета-предметных и личностных. Чем не развитие?

Мы же в «Умной школе» просто предлагаем свои механизмы, как достичь общих целей. Это, кстати, сегодня право каждой школы. Мы «точка роста», а не кардинальная революция.

– Почему площадкой выбрана именно Иркутская область?

М.Н. – Напомню, что «Умная школа» в Иркутске – это частный благотворительный проект. Его финансирует Благотворительный фонд «Новый дом» на средства российского бизнесмена и филантропа Альберта Авдоляна. Поэтому в состав комплекса входит поселок приемных семей. Задача социализации детей, лишенных родительского попечения, это важнейшая задача, которую благотворительный фонд поставил с самого начала. А в Иркутске дело с детьми, лишенными родительского попечения, обстоит… ну, скажем, не очень хорошо. И несмотря на огромную работу, которую проводит Минсоцразвития Иркутской области (искренне это говорю), число детей под опекой не сокращается: социальная обстановка тяжелая, дети появляются все новые и новые. Поэтому Иркутск был выбран как место, где наша работа даст большой эффект!

Долгое время весь мир, и Россия в том числе, шли по пути коллективных форм обучения и воспитания детей-сирот: детдома, интернаты. Выяснилось – система не работает или работает очень плохо. Выходя из интерната, ребенок к жизни вообще не готов: он зачастую не умеет сам чай заваривать. А уж как они деньгами распоряжаются – это ж плакать хочется. Поэтому весь мир пришел к тому, что ребенок должен жить в семье! И российское государство эту политику активнейшим образом поддерживает.

Поэтому мы семьям обеспечим условия, предоставим специалистов для сопровождения детей, поможем в обучении – сделаем всё чтобы они могли брать детей из социальных учреждений!

– Вы пригласите к себе на площадку уже существующие приемные семьи или это будут дети, живущие в системе, для которых вы найдете новых родителей?

М.Н. – Практика показывает – чем разнообразнее среда, тем лучше. Поэтому и так, и так. Будут опытные приемные семьи с большим числом детей, которые нуждаются в серьезном сопровождении, будут молодые приемные семьи, у которых детей пока не много. Но будут в том числе и люди, которые только прошли школу приемных родителей, а в этом сообществе опытных людей готовы с воспитывать приемных детей. Разные будут люди.

– Открытие комплекса назначено на 2019 год. Насколько сейчас по вашим оценкам все идет по плану?

М.Н. – Все идет по плану, графики соблюдаются, работа кипит. Наша задача, чтобы появился коллектив, вооруженный теми методиками, которые мы разработали. Как раз сейчас проходит «Программа развития управленческих компетенций» для будущих администраторов школы.

М.Р. – Мы уже активно работаем с будущей управленческой командой. И лишь половина из них – люди из образования, остальные – с другим опытом административной или проектной работы. И мы гордимся этой командой. Это удивительно сильные, замотивированные люди. И я давно не видела людей, которые так быстро начинают пользоваться теми знаниями, которые они получают.

– А когда начнете подбирать педагогический состав?

М.Н. – Мы стартуем 23 апреля. Начнется программа повышения  квалификации «Современный педагог для современного образования». Как и другие наши программы, она рассчитана на всех желающих, и все желающие, пройдя ее, вернутся в иркутские школы гораздо более подготовленными. А та часть, которая захочет продолжать с нами сотрудничество, пройдет отбор и придет на работу в «Умную школу».

– Это будет некий конкурс?

М.Н. – Сначала это будет обучение для всех, а потом конкурс для желающих.

– Будет ли у вас для учителей возрастной ценз? Ведь старение  кадров называют одной из проблем современной школы

М.Н. – Мы не считаем необходимым вводить возрастной ценз. Для нас гораздо важнее готовность педагога учиться и развиваться. Да, конечно, среди молодежи этой готовности больше. Ну, значит, молодежи больше и окажется!

– И все же, насколько это сложно нынешнего выпускника педвуза переориентировать на вашу программу? Потому что, кажется, что вы предлагаете какой-то совершенно другой подход к образованию.

М.Н. – Это, действительно, только кажется. Мы предлагаем современное развитие…

М.Р. – … даже вычерпывание того недоиспользованного ресурса, который и так есть в Законе об образовании, в стандартах. Там все нужные цели заложены!

– Но почему тогда этим не пользуются?

М.Н. – Да потому, что этому надо учить. Потому что стандарт ввели, а педагогов не научили.

Приходят к нам учителя на семинар, полтора часа работы – и педагоги выходят со словами: «Боже, у нас же так много всего уже есть, нам просто никто не показал, что это работает на реализацию стандартов». В Законе об образовании есть много достойного, он ориентирован на современные требования, но вообще закон «на вырост» – просто его возможности нужно реализовывать. И школы, худо-бедно, уже стараются. А для полной реализации должно время пройти.

М.Р. – Мы уже не один раз здесь в Иркутске проводили очень большие курсы повышения квалификации на 300 – 350 человек. Самое главное, учителя вдохновляются. Потому что они понимают: не надо делать никаких революций, нужно просто имеющееся переориентировать, правильно акцентировать. И это в силах каждого педагога, а не что-то заоблачное.

М.Н. – Пользуясь случаем, хочу еще раз повторить, что первая дистанционная сессия начнется 23 апреля. Подать заявку на обучение можно на нашем сайте в разделе «Педагогам» .

– То есть дети в «Умной школе» все равно будут учиться в рамках федерального государственного стандарта?

М. Н. – Конечно, это же закон! Мы лишь разработали конкретные формы его реализации, с учетом специфики, с учетом направленности на жизненный проект, с учетом того, что есть поселок приемных семей…

М.Р. – Наши дети также будут сдавать ЕГЭ, и мы сделаем все, чтобы наши дети сдали его хорошо. Просто кроме этого, будет много чего еще. Не будет «всё ради ЕГЭ»!

– А сейчас всё ради ЕГЭ?

М.Н. – Во многих школах старшие классы сильно ориентированы на сдачу ЕГЭ, что, на наш взгляд, образование обедняет.

М.Р. – И складывается впечатление, что по-другому нельзя! Учителя говорят: «А как вы хотите? Да, мы с шестого класса начинаем готовиться к ЕГЭ». Можно! Можно по-другому! И нужно по-другому, и мы знаем, как это сделать!

– Каким будет выпускник «Умной школы»?

М.Н. – На это есть короткий и внятный ответ. Выпускник умной школы, это человек, который умеет ответственно распоряжаться своей жизнью! У нас для этого целая технология, и она выводит старшеклассника к концу школы на защиту жизненного проекта. Наша технология жизненного проектирования уже проходит апробацию в двух московских и одной екатеринбургской школе. И сейчас ведутся переговоры и с иркутскими школами об апробации в следующем учебном году. Это, кстати, наш вклад в очень серьезное развитие деятельностной педагогики.

– Конкретный вопрос множества родителей: как ребенку попасть в вашу школу?

М.Н. – Расчетная численность обучающихся – 1022 человека от детского сада до выпускного класса. Примерно 15% – дети из приемных семей. Для всех будет открытый прием. Будут категории, которым будет отдаваться предпочтение – например, дети с особыми возможностями здоровья.

Я точно скажу, что мы не будем отбирать по способностям! Мы против отбора по способностям, не планируем элитную школу. Мы делаем школу для всех! Это социально значимый проект – потому что он работает не на элиту, а на общество.

– С первоклассниками понятно. Как быть с теми, кто придет к вам, например, в 10-ый класс. Их девять лет учили по-другому…

М.Р. – Конечно, чем младше к нам придет ребенок, тем больше у него будет времени использовать все возможности школы. Но те, кто придет к нам в первый год в старшие классы, будут воодушевлены и полны энтузиазма! Потому что они придут в такую красивую школу, будут первопроходцами, и с этим запалом мы много чего сумеем сделать! К тому же у нас будут специальные программы поддержки, включения в новую образовательную среду.

Образовательный комплекс с поселком для приемных семей «Умная школа» стоимостью 3,5 млрд рублей в настоящий момент строится в Иркутске на участке площадью между улицей Байкальской, Чертугеевским заливом и границей города на средства Благотворительного фонда «Новый дом». По замыслу основателя благотворительного фонда, российского предпринимателя и филантропа Альберта Авдоляна в «Умной школе» будут учиться дети с разными образовательными, эмоционально-психологическими и физиологическими особенностями, а также приемные дети наряду с детьми из обычных семей.

Образовательный комплекс примет первых учеников в 2019 году, общее число обучающихся составит более 1 тыс. человек, среди которых около 15% - дети из приемных семей. Помимо авторской образовательной программы жизненного проектирования особенностью проекта является уникальная архитектура, которая спроектирована датскими архитекторами как самостоятельный образовательный инструмент.

Беседовала Екатерина Спивак

Похожие статьи «Умная школа» проведет в Иркутске встречи с родителями Графики строительства "Умной школы" утвердили в Иркутской области Модель Информационно-библиотечного центра иркутской «Умной школы» представили специалистам-библиотекарям "Умная школа" в Иркутске начинает формирование педагогического коллектива Проект «Умная школа» в Иркутске выйдет на нулевой цикл строительства в ноябре  Новости 11:00 Средства народных инициатив в Усть-Куте и районе направят на спорт и ЖКХ 11:00 Братск начал подготовку ко Дню поминовения 10:56 В Братск по программе переселения соотечественников в прошлом году приехали 65 человек 10:43 Тотальный диктант в Братске пройдет на шести площадках 10:42 «Лада» провалилась под лед Братского водохранилища 10:33 Специальные автобусные маршруты запустят в Иркутске в Дни памяти 10:20 На ВСЖД завершается подготовка парка пассажирских вагонов к сезону летних перевозок 10:01 Зимние учеты птиц прошли в "Заповедном Прибайкалье" 17:21 Детский технопарк «Кванториум» начнет работать в Иркутске осенью 17:03 Депутаты Законодательного Собрания отправились в Усть-Кут 16:52 ИГУ единственный из вузов Иркутской области вошел в рейтинг ведущих университетов мира 16:39 Автомобильные дороги подтопило талыми водами в четырех районах Иркутской области 16:29 Средняя зарплата в учреждениях социальной сферы Иркутской области выросла на 9,2% 15:46 Дальнейшую судьбу кинотеатра «Чайка» определит новый владелeц 15:36 Восемь человек оказались в дымовой ловушке при пожаре в многоэтажке в Братске Все новости Мнения Галина Солонина: избрание Евгения Стекачева председателем Думы Иркутска - завершающий аккорд в сложном политическом этюде

Избрание депутата Евгения Стекачева председателем Думы города Иркутска можно было бы считать рядовым событием муниципального масштаба, если бы оно не стало завершающим эпизодом в довольно сложном политическом этюде, разыгранном в Иркутской области.

Сообщения компаний Индекс вовлеченности в Tele2 выше среднего по России и в мире Tele2 предлагает иркутским клиентам настоящий тарифный конструктор АНХК перевела на цифровое управление установку по выпуску нефтехимии и дизтоплива РУСАЛ ввел в эксплуатацию новое месторождение бокситов в Коми с запасами около 65 млн тонн Обзоры рынков В Иркутской области подорожали земельные участки, здания и машиноместа Олимпийские игры-2018: за кого болели жители Иркутской области Число банкоматов в Иркутске значительно уменьшилось Рейтинг самых дорогих «однушек» Сибирского федерального округа Эксклюзив Умная школа – точка роста, а не кардинальная революция! Евгений Стекачев: «В работе Думы не вижу никаких проблем - есть просто рабочие моменты, которые требуют решения» More coffee: от идеи до реализации понадобилось около года А. Гимельштейн: Я отвечаю за каждое слово, опубликованное в газете Актуально Рекомендации по выбору продуктов к Пасхе Как не стать жертвой мошенников при покупке товаров в Интернете РУСАЛ разработал уникальные скандийсодержащие сплавы для судостроительной отрасли «Детский мир» представил рейтинг подарков для девочек к 8 марта Об агентстве Редакция Реклама Проекты









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg